06:21 Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта |
Семнадцатого июля 2019 года прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.
Д.А. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2023 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.».
Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись». Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке Как заявил Д. Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были защищены».
Второй формой идентификатора наряду с пластиковой карточкой с чипом планируют сделать мобильное приложение к телефону. Как сказал зампредседателя Правительства М. Акимов, «для предъявления билета в аэропорту вам не надо будет носить этот документ, а надо будет предъявить приложение. Сразу будут видны ваши данные на устройстве оператора».
1) Дискриминация граждан.
По заявлению Д. Медведева, «у многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода». М. Акимов заявил, «в течение 2022 года завершим выдачу паспортов старого образца. Но если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять – в силу каких-то убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет до гробовой доски».
Совершенно непонятно, почему это право будет предоставлено только гражданам, достигшим 45 лет?
Те самые убеждения, по которым лица старше 45 лиц, откажутся от электронных удостоверений личности, имеют и сотни тысяч более молодых людей. Чем человек 45 лет лучше человека 44 лет? Или 25 лет? Либо как поступать, если у человека старше 45 лет родился ребенок, которому родитель категорически отказывается получать электронный документ (цель выдачи электронных паспортов с рождения также была объявлена)?
Граждане отказываются от навязываемых им действий не в силу возраста, а по принципиальным убеждениям. Правительство дискриминирует своим решением граждан более молодого возраста и их детей.
Однако согласно статье 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Правительство грубо нарушает указанную статью Конституции РФ.
2) Отмена неприкосновенности частной жизни.
В нарушение Конституции РФ и федеральных законов планируется принуждение лиц моложе 45 лет к электронным идентификаторам и оцифровке персональных данных. Судя по заявлению Д. Медведева, планируется интеграция электронного паспорта с Единой биометрической системой, то есть принудительный сбор биометрических данных граждан. По имеющимся сообщениям, для выдачи паспорта нужно будет сдавать отпечатки пальцев и биометрическую фотографию. В результате эти чувствительные данные будут в доступе для третьих лиц (операторов данных, хакеров и т.п.).
Такие планы Правительства представляют собой грубейшее нарушение статьи 23 Конституции РФ («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», на «тайну сообщений»), а также части 1 статьи 24 Конституции РФ («Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»).
3) Грубое нарушение прав верующих.
Православные граждане в большинстве категорически не приемлют номерной идентификации, поскольку расценивают ее как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером. Электронное удостоверение личности будет опознавать человека по номеру–идентификатору, которым становится СНИЛС.
Многократно чиновники заявляли, что номер СНИЛС, который по ФЗ РФ от 01.04.2019 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» …» используется при предоставлении любых госуслуг, якобы не присваивается личности. Однако это ложь. По заявлению Д. Медведева введение электронных удостоверений личности «позволит обеспечить… создание системы однозначной идентификации граждан с использованием сквозного единого идентификатора» (http://government.ru/docs/5991/).
Именно по номеру-идентификатору электронного паспорта система будет опознавать человека.
Отсутствие альтернативы для православных граждан – грубое нарушение статьи 28 Конституции РФ о праве граждан иметь свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Реформа Правительства полностью лишит граждан, отказавшихся в силу статьи 28 Конституции от электронных удостоверений личности, возможности реализовывать свои права.
По сути дела Правительство создает для православных, осознающих неприемлемость номерной идентификации, условия, которые приведут к их физическому уничтожению, что следует оценивать с позиций статьи 357 Уголовного кодекса РФ («Геноцид»).
4) Нарушение Концепции введения в РФ удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и Стратегии развития информационного общества в РФ.
В «Концепции удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ и плана мероприятий по ее реализации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.13 г. № 1699-р) прямо сказано, что в основе введения электронного удостоверения личности лежит принцип «соблюдения религиозных прав и свобод верующих» (пункт 18 раздела III). Однако такие права грубо попираются Правительством, поскольку для верующих не предусмотрено альтернативы в виде традиционного бумажного паспорта.
В указанной Концепции Д. Медведев ссылался на Стратегию информационного общества как на основание реформы по введению электронных паспортов.
Однако в аналогичной, более поздней, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) имеются нормы, которым прямо противоречит реформа Правительства. Согласно пункту 3 Стратегии основными принципами являются «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» (подпункт «в»).
В пункте 40 Стратегии предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий» (подп. «д»). Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления».
Однако задуманная Правительством реформа предполагает принудительный перевод граждан моложе 45 лет на электронные идентификаторы, что грубейшим образом нарушает вышеприведенные положения Стратегии.
Манипулятивное введение электронного идентификатора гражданина в обход федерального закона.
Как показано выше, электронные паспорта ограничивают конституционные права граждан. Однако формально-юридически любое ограничение прав граждан по статье 55 Конституции РФ возможно только на основании федеральных законов и в четко установленных случаях.
Что делает Правительство для реализации своего проекта? Проводит манипуляцию: лоббирует законопроект, который содержит рамочные нормы о передаче Правительству абсолютно любых полномочий по вопросам удостоверения личности. Речь о ПФЗ № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» (о «цифровом профиле»).
Этот ПФЗ содержит передает Правительству право определять любые допустимые формы удостоверения личности, в т.ч. электронные, и их состав (пп. 1, 2 ст. 14.4). При этом «идентификатор» определен как «уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов» (пункт 18.1 статьи 2).
Приведенные положения развязывают Правительству руки в отношении введения любых способов идентификации граждан (чипов, меток и т.п. «инновационных технологий», не приемлемых для подавляющего большинства населения). Неопределенность нормы согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе основание для признания ее антиконституционной.
Описанная манипуляция нужна Правительству для упрощенной реализации своего антиконституционного проекта в обход Думы. Дума должна лишь одобрить передачу Правительству права на ограничение конституционных прав граждан. Чиновники из Правительства думают, что так они получат право решить любые вопросы идентификации граждан «по закону». Однако такой подход антиконституционен.
Следует напомнить, что именно необоснованная передача Думой Правительству полномочий по определению состава сведений, собираемых в систему «Континент обучающихся», была ключевым основанием для вето Президента в отношении ПФЗ о «Контингенте обучающихся» (Законопроект № 1048557-6). С ПФЗ о «цифровом профиле» ситуация с передачей неограниченных полномочий Правительству еще хуже.
Правительство не имеет права вводить новые идентификаторы личности в обход полноценного федерального закона, который отрегулирует все детали удостоверения и обеспечит права граждан, которые отказываются от электронных идентификаторов по своим убеждениям.
6) Умаление достоинства личности (статьи 21 Конституции РФ) и нарушение права на имя.
Номерная идентификация граждан по электронному паспорту приведет к нарушению права на имя.
Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей характеристикой (идентификатором) гражданина.
На Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности.
Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Проект, предполагающий электронную номерную идентификацию граждан, нарушает решения Нюрнбергского трибунала, неотчуждаемое право человека на имя, умаляет человеческое достоинство.
Правительство планирует принудительный сбор биометрических данных для наполнения электронного паспорта. Для многих граждан это - абсолютно неприемлемая, унижающая процедура. Такой процедуре подвергают, как правило, преступников для обеспечения слежки и предотвращения рецидивов. Идентификация граждан по биометрическим параметрам равноценна превращению человека (субъекта) в объект, идентифицируемый по штрих-коду подобно товару в магазине. Такая процедура должна быть квалифицирована как умаление достоинства человека и нарушение ст. 21 Конституции РФ.
7) Проект Правительства противоречит ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ФЗ №152).
Внедрение электронного паспорта как идентификатора доступа ко всем сведениям о гражданине позволит объединить все данные об одном гражданине в одном файле-досье (в цифровом профиле) в Интернете. Между тем согласно части 3 статьи 5 ФЗ № 152 «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой».
Суть данной нормы заключается в необходимости разъединения разнородной информации о гражданине в различных не связанных между собой базах данных. Это соображение позволяет технически обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан, которую электронный паспорт (как инструмент доступа ко всем сведениям) отменит.
8) Проект Правительства грубо противоречит ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ № 210-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
По п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ «заявители имеют право на … получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
По п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: …обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».
Проект Правительства предполагает принуждение любых граждан моложе 45 лет к электронной форме взаимодействия и оказания государственных услуг. Однако для бумажной формы государственных услуг необходимо бессрочное сохранение бумажного документа, удостоверяющего личность (бумажный паспорт).
9) Проект Правительства абсолютно игнорирует позицию Русской Православной Церкви.
Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».
Однако проект Правительства приведет к повсеместному принуждению граждан моложе 45 лет к электронному идентификатору и к автоматизированной обработке персональных данных граждан, поскольку иная при электронных паспортах будет вымещена.
10) Нарушение позиции Государственно-правового управления Президента РФ.
В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Администрация Президента РФ в 2014 году дала следующий ответ: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
Тем не менее, Правительство лоббирует проект, который предусматривает прямо противоположное. И это абсолютно неудивительно, т.к. Путин постоянно так поступает: пишет и говорит одно, а делает всё с точностью до наоборот. Ведь председателя правительства и министров назначает сам Путин!
11) Провокация преступности и угроза нацбезопасности.
Планируется, что электронный паспорт будет существовать и в форме карточки с чипом, и в форме приложения на мобильном телефоне.
По словам М. Акимова, «будет доступно мобильное приложение «Мой паспорт», которое нельзя будет взломать, изменить, подделать».
Такое заявление, мягко говоря, наивно, а с учетом уровня чиновника – опасно для общества. Любое электронное устройство и мобильное приложение можно взломать, о чем свидетельствуют и профессионалы в кибернетической сфере, и нормативная база, и сама практика.
В пункте 14 Доктрины информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. №646) сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее».
СМИ постоянно сотрясают новости о взломах как частных, так и государственных электронных информационных систем. Буквально недавно Россия обсуждала мошенническую продажу квартиры при использовании электронного заявления. У депутатов хватило понимания необходимости введения законодательной защиты от подобных операций, и 18.07.19 во втором чтении принят законопроект № 728232-7, согласно статье 36.2. которого «Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа на бумажном (!) носителе посредством личного обращения или почтового отправления …». На бумажном носителе! Это единственный способ реально обеспечить права граждан.
А Правительство нас принуждает к полному переводу средств идентификации и всех персональных данных в электронный вид. Такое регулирование приведет к тотальной беззащитности граждан как в имущественной, так и в личной сфере, а также к росту мошенничества. Случаи мошенничества через взломы электронных «паспортов»- идентификаторов станут повсеместными.
Кроме того, формирование полной базы данных на все население с доступом к нему по номеру-идентификатору создает беспрецедентные возможности для преступников и для геополитических и потенциальных противников нашего государства. Но Путину и его кремлевскому кагалу цифрофашистов на это просто-напросто наплевать. Они верно и преданно служат антихристу и его мировому правительству. Имеющий разум, да разумеет! |
|
Всего комментариев: 0 | |