16:24 «КАКОЕ ЛУКАВОЕ ВРЕМЯ!» Наставления и пророчества старца Христофора Тульского |
9 декабря 1996 года мирно отошел ко Господу удивительный пастырь – схиархимандрит Христофор Тульский. Небольшое жизнеописание с наставлениями и пророчествами богомудрого старца будут крайне полезны для всех, кто ищет спасения души. Отец Христофор (в миру Евгений Леонидович Никольский) родился 3 февраля 1905 года в селе Семеновка Тамбовской губернии в благочестивой многодетной семье протоиерея Леонида Васильевича (расстрелян в 1937 г.) и матушки его Клавдии Симеоновны. Дед его по матери тоже был священником. С детства Евгений полюбил храм, охотно помогал отцу во время богослужений, но по понятным причинам продолжить семейную традицию в те времена не смог. Он пошел по технической стезе: окончил Воронежский индустриальный техникум и до 1947 года трудился в миру на разных ответственных должностях. В то же время был усердным прихожанином храма, пел на клиросе и помогал в алтаре в калужской Николо-Козинской церкви. Но 1 января 1947 года он уволился с работы по собственному желанию, как напишет впоследствии в автобиографии, «пожелав посвятить вторую половину своей жизни святой Церкви, к которой от детских лет имел любовь и призвание». Вот как писал о нем калужский владыка Онисифор (Пономарев) тульскому архиепископу Антонию (Марценко) в январе 1947 года:
В сан диакона Евгений Леонидович был рукоположен в свой день рождения 3/16 февраля 1947 года. Первым местом его службы стала церковь Успения Божией Матери в селе Себино Епифанского района – на родине блаженной Матронушки. 6 июля того же года он был рукоположен в сан пресвитера в Успенском храме города Богородицка. Так началось служение отца Евгения в сельских храмах Тульской епархии… Однажды в беседе он сказал, что вся приходская служба его – это не только молитвы в храме, но и строительство, и ремонты церквей: «Только кончу ремонт в одном храме, Владыка переводит меня в другой. И так всю Тульскую епархию прошел». По этой причине он не смог завершить начатую учебу в Ленинградской духовной академии. Всегда приветливый, кроткий, благожелательный – батюшка сразу полюбился прихожанам. И когда наступал час разлуки, его переводили в другой храм, они забрасывали епархиальное начальство просьбами «вернуть отца духовного, без которого опустел, осиротел святой храм». С 1958 года началось служение батюшки в храмах Тулы, где он был настоятелем Всехсвятского кафедрального собора, настоятелем храма Двенадцати Апостолов, и позже до самой своей кончины оставался почетным настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского. 19 октября 1958 года протоиерей Евгений был пострижен в монашество с именем Евлогий и возведен в сан архимандрита. В рапорте Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I архиепископ Антоний (Кротевич), излагая просьбу отца Евгения о пострижении в монашество, пишет:
С 1969 года по благословению епископа Варфоломея отец Евлогий нес послушание духовника епархии. В 1992 году митрополитом Тульским и Белевским Серапионом (Фадеевым) архимандрит Евлогий был пострижен в великую схиму с именем Христофор. В его скромный домик шли в основном люди церковные. Как духовник епархии, он окормлял и будущих владык, и юных семинаристов, и молодых священников. Но и любой человек, пришедший в храм Божий с духовной жаждой, бывал батюшкой замечен и окружен его пастырским попечением. Особенно почитал батюшка преподобного Амвросия Оптинского, наставления которого часто цитировал. Надо переносить разные оскорбления с терпением, учил он.
Спрашивают у него:
Усердием отца Христофора воссоздавалась история Тульской епархии в людях и храмах. Его очень интересовала летопись Венева монастыря. Духовные чада искали в архивах и библиотеках материалы об обители, делали выписки и приносили их батюшке. Ему хотелось доказать исключительную древность этого святого места и добиться восстановления обители. Впоследствии так и случилось. Сегодня Венев монастырь – особое место паломничества верующих. Трудами отца Христофора был прославлен и причислен к лику святых блаженный Иоанн Тульский (Котельников); отец Христофор принимал непосредственное участие в обретении его мощей.
По благословению отца Христофора был восстановлен храм в селе Колюпаново Алексинского района, в месте подвигов блаженной старицы Евфросинии воздвигнут Свято-Казанский женский монастырь, его настоятельница матушка Евфросиния была его духовным чадом. По молитвам отца Христофора Господь совершал чудесные исцеления, разрешал неразрешимые житейские ситуации, жаждущие получали духовные советы и утешения – тому есть множество свидетельств. Но лишь Господу известны другие дела батюшки – возжженная им в душах людей ревность ко святыне, способная перевернуть всю жизнь человека... Отец Христофор отошел ко Господу 9 декабря 1996 года. Батюшка лежал в простом гробу, и было ощущение, что он просто спит. Похоронили его на кладбище Венева монастыря около алтаря храма. Каждый год 9 декабря с раннего утра и до позднего вечера идет и едет сюда народ. Приходят его духовные чада и те, кто никогда его не видел, но по молитвам к нему получил благодатную помощь. Увеличивается духовная семья батюшки, укрепляется наша земная Церковь. Ярко горят свечи на могиле отца Христофора – как знак неугасимой любви и пламенеющего духа, как символ того небесного света, который, веруем, озаряет батюшку, освещая и наш земной путь… По материалам сайта Тульской епархии «КАКОЕ ВРЕМЯ ЛУКАВОЕ!» Наставления
О ВЕРЕ
Веру в Бога батюшка считал величайшим даром:
О ЦЕРКВИ Отца Христофора в полном смысле можно назвать сыном Церкви – так он благоговел перед ее Уставом и традициями. Единство в Церкви и единство со всею Церковью для него было важнейшим. Он и в проповедях говорил: «Как учит наша святая Мать-Церковь», «Сегодня наша святая Мать-Церковь чтит память...».
На прихожан и своих духовных чад он смотрел как на равноправных членов Церкви, перед которыми тоже надо смиряться. И батюшка, не стесняясь, иногда при всех кланялся кому-либо, показывая тем самым, что выше смирения ничего нет, и что пастырей Господь послал не для того, чтобы им служили, их обожали, но чтобы самим послужить и явить людям любовь. Батюшка весь был пропитан учением Святых Отцов, хорошо знал Златоуста, свт. Тихона Задонского, любил отца Иоанна Кронштадтского, преп. Амвросия и всех Оптинских старцев, почитал Патриарха Тихона. Для него в духовной жизни не существовало мелочей, даже в малом отступить от Отцов и Предания означало падение, ибо неверный в малом, неверен и во многом (Лк. 16, 10). Службы батюшка никогда не сокращал. Своей «закоренелостью», «уставщичеством», молитвенностью и всем тем, что требовало неспешного пения, размеренного чтения, он приводил в недовольство «современных», реформистски настроенных отцов и прихожан.
О ЦАРЕ Еще в 80-х годах XX века отец Христофор говорил, что Царь Николай II пострадал за нас, что он великий святой и его канонизируют. Народ стал слеп на все духовное, сетовал отец Христофор и называл причину:
Старец говорил, что все беззакония на Руси – дело рук сионистов: они и Царя-батюшку убили, а теперь и страну развалили, а цель их одна – уничтожить Православие.
О РОССИИ Батюшку очень тревожило то, что он видел: убогое духовное состояние нашего народа, измотанного безбожным 70-летним «вавилонским пленом», который привел его к равнодушию, безразличию и ханжеству, с одной стороны, а с другой – к потребительству и ориентации на западный образ жизни. Вспоминая, батюшка говорил, что гонения и скорби сплачивали людей, а теперь мнимая свобода лишила их ума, сделала безумными. Последние годы жизни отец Христофор горько плакал о России, и плач этот усугублялся тем, что его мало кто понимал:
Незадолго до смерти он говорил, что впереди нас ждут смуты и будет очень, очень тяжело, что время сейчас не политическое, а апокалиптическое. Еще в 80-х годах одной его духовной дочери было видение: Матерь Божия велела молиться Ее «Державной» иконе, и батюшка всем раздавал этот акафист и говорил, чтобы молились за Россию.
О ВЛАСТЯХ
«Придет к власти меченый, и пойдет все... неразбериха, путаница. Вот с него все и начнется». Когда пришел Ельцин, батюшка сказал про него, что «этот и туда, и сюда, но еще терпимо. А после него будет молодой, тот вообще все запутает. А потом начнется такое, что один Бог только разберется». «Печально, – говорил батюшка, – но руководство ведет мир к погибели». Поэтому-то он и просил молиться за руководителей государства, чтобы Господь вложил им разум на благо народа.
ОБ АНТИХРИСТЕ И ЕГО НАЧЕРТАНИИ Отец Христофор говорил, что антихрист не за горами и даже не за плечами, Апокалипсис уже близко. Сейчас надо думать не о продолжении рода человеческого, а о спасении душ – и, за редким исключением, не благословлял браки. К невенчанным батюшка был строг, ко Святой Чаше их даже не подпускал. Требовал либо венчаться, либо жить как брат с сестрой. В память о себе он заповедал читать каждое утро молитву от антихриста: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави нас от антихриста, вражия насилия и чародейства. Аминь». «На весь мир, – говорил отец Христофор, – строится сатанинская сеть, чтобы весь мир проглотить. Это все – отречение от Бога». «Вот сейчас какие у вас есть документы – все, никакие больше не берите. А если мы будем говорить: да это ничего особенного, это еще не печать, и примем номер, паспорта, то у нас помрачится ум, и мы будем как безумные. И когда подведет нас антихрист уже к печати, то нам это даже и не страшно будет… Как же мне вас всех жалко, как жаль людей! Руки сами будут подставлять под печати. Такое страшное время идет! Какое время лукавое будет!» О ДУХЕ ВРЕМЕНИ Самое главное, что обличал батюшка, это лукавство сегодняшнего времени.
Но более всего для батюшки было печально то, что духовенство: архиереи и священники – не распознают этого прельщения. О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ Про квартиры батюшка говорил, что это живые гробы, что чуть не заживо гнить будут в них, и еще с 70-х годов благословлял приобретать домики с земелькой, потому что будет голод, и земелька тогда прокормит. Еще говорил, что будут километровые очереди за водой. Батюшка говорил, как и преподобный Лаврентий Черниговский, что когда будут предантихристовы гонения, то будут увозить эшелонами, и что их будет три. Господь в свое время откроет, что это за эшелоны. Нужно стремиться сразу в первый эшелон и ничего не надо бояться.
Говоря о будущих страшных событиях, о последних временах, когда и отпевать-то некому будет, батюшка не вселял ни в кого духа боязни и уныния. В его словах рядом с печалью было торжество веры, потому что Сам Господь будет укреплять людей. Во всем отец Христофор усматривал неизреченный Промысел Божий и Его милосердие. Он даже как-то говорил, что чем ближе к концу, тем больше благодать, потому что одно неприятие всего сатанинского – уже спасение. Батюшка наставлял, чтобы до конца дней своих не ослабевали в делании добра, особенно тем, кто не имеет чем вам воздать, ибо воздавать тогда будет Христос. Кто кого спасет, тот им и спасется. Наше дело, говорил отец Христофор, блюсти своего внутреннего человека и непрестанно вопиять к Богу, остальное сделает Сам Господь. Подготовила Нина Боголюбова по книге «Старец Христофор»
|
|
Всего комментариев: 0 | |